Минский районный исполнительный комитет
Управление по образованию Минского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования "Гатовский детский сад № 2"
Зубр, аист, василек. Какие культурные символы нас объединяют
Символами суверенитета нашей страны являются государственные герб, флаг и гимн. В них отражены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию каждого человека и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и независимость. Но, кроме символов государственного суверенитета, у нашей страны есть другие значимые идеи и явления, благодаря которым ее знают и ценят и которые стали символами независимой Беларуси.
Аист
Эта птица – символ Беларуси еще с тех времен, когда наши предки верили в разных богов. Они думали, что после смерти душа человека переселяется в аиста и улетает у «вырай» – неизведанный край. По весне ждали возвращения птиц, продолжения жизненного цикла природы и людей. Белорусы считали аистов предвестниками счастья и благополучия, связывали с ними надежды на пополнение в семье. С давних пор жители деревень сооружают специальные платформы на крышах домов или столбах, чтобы птицам было удобнее гнездиться. Хотя по численности популяция аиста в Беларуси далеко не на первом месте, издавна в представлении многих людей птица связана с нашей страной. Для нас аист – птица-покровитель народа, чистого душой, искреннего верой и добром. В народном фольклоре и классической литературе белые крылья аистов защищают нашу землю от злых сил. Белорусы никогда не были агрессорами-завоевателями, не развязывали религиозных войн и не устраивали гонений. Толерантность, веротерпимость, умение понять других людей – отличительные черты нашего национального характера. В литературе образ Беларуси как земли под белыми крыльями увековечен в одноименном очерке Владимира Короткевича.
Зубр
Наша страна занимает первое место в мире по количеству вольно живущих зубров. Больше всего их обитает в Беловежской пуще. Первым, кто прославил силу и смелость этого лесного исполина в литературе, был белорусский просветитель и поэт Николай Гусовский. Пять веков назад он создал поэму «Песнь о зубре», в которой описал внешний вид, привычки и поведение животного, а также охоту на него. Кроме того, в поэме рассказывается об истории родного края, о нашем народе. Гусовский обращается ко всем князьям, призывая их прекратить междоусобные войны и объединиться, просит королеву Бону Сфорцу подумать об интеллектуальном потенциале земли в созидательном контексте. Сегодня изображение животного фигурирует на гербах, логотипах предприятий, минского хоккейного клуба «Динамо». Зубр стал талисманом чемпионата мира по хоккею, который наша страна принимала в 2014 году. Это красивое могучее животное, совершенно невраждебное, однако, если его стаду будет угрожать опасность, оно вступит на его защиту. Это в полной мере соответствует и нашему национальному характеру: белорусы – не агрессивный народ, но способны постоять за себя и свою независимость.
Василек
Скромный василек, или по-белорусски «валошка», не претендует на то, чтобы быть королем среди цветов: так и белорусы – трудолюбивые, дружелюбные и гостеприимные люди, которые не привыкли выпячивать себя. Этот цветок, символ преданности и надежности, можно увидеть на вспаханном поле, где растут озимые злаки. Он всегда радовал людей, которые трудились и трудятся на земле. Мы сохранили добрые традиции, зафиксированные в народных обрядах и обычаях. Например, обычай «талакi», безвозмездной помощи всего коллектива во время напряженных сельскохозяйственных работ (жатвы). В перерывах между тяжелым физическим трудом или на праздниках по окончанию полевых работ парни и девушки плели венки, в которые вплетали цветы василька, пели песни, водили хороводы, ощущая полноту жизни и большую радость от хорошо и в срок выполненной работы.
Картофель
Картофель появился на наших землях еще в XVIII веке. Название «бульба» происходит от латинского bulve, что означает луковица. Этот корнеплод пришелся по душе белорусам и занял одно из центральных мест в национальной культуре. Во времена войн и голода наша бульба часто спасала людей, сохраняла им жизнь. И по сей день этот овощ находится на лидирующих позициях в сельском хозяйстве: Беларусь занимает первое место среди стран СНГ по производству и потреблению второго хлеба на душу населения и является крупным экспортером картофеля. Невероятно, но факт: в год среднестатистический белорус съедает примерно 183 килограмма этого продукта. Да и нашу национальную кухню невозможно представить без блюд из картофеля, самые известные из которых – бабка, драники, клецки, колдуны, цыбрики. В 2013 году белорусские селекционеры вывели новые сорта бульбы: фиолетового, синего и красного цветов.
Рушник
Рушник – изделие из домотканого полотна – в быту белорусов присутствовал не одно столетие и играл большую роль в различных календарных и семейных обрядах. Так, во многих регионах Беларуси первый или последний убранный сноп обязательно обвязывали красивым рушником и ставили в красный угол для того, чтобы в следующем году тоже был хороший урожай. Семейные обряды, охватывающие три основных этапа в жизни человека (появление на свет, вступление в брак и проводы человека в мир иной), также сопровождались использованием рушника. Он выступал в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имел значение пути, дороги, соединения. В каждом регионе ткали свои рушники – от неурожая, засухи, в военные времена – чтобы беда обошла стороной. В белорусском языке есть несколько слов для обозначения рушника: например, самый простой для бытовых целей со скромной вышивкой по краям назывался «уціральнік», а самый красивый, предназначенный для украшения иконы, – «набожнiк».
Озера и болота
Белорусские топи принято называть европейской Амазонией и легкими Европы. Болота охватывают огромные территории нашей страны (14,1 процента от общей площади) и вырабатывают больше кислорода, чем леса. Они играют важную роль в поддержании стабильности экосистем и сохранении биоразнообразия. Крупнейшим болотно-озерным комплексом на территории Беларуси является республиканский ландшафтный заказник «Ельня» в Витебской области. А одно из самых древних болот в Европе – болото Дикое в Беловежской пуще. Его возраст насчитывает более шести тысяч лет. Подобных ему болот на планете всего четыре! Классик белорусской литературы Максим Богданович в своем творчестве очень тонко отразил эти две природные стихии: лес и воду. Кроме того, многие легенды и предания о происхождении белорусских городов и местечек связаны именно с географическим расположением у воды. В нашем сознании прочно укрепился образ Беларуси как синеокой красавицы, у которой глаза – бездонные озера, золотистая коса – спелая пшеница, зеленый сарафан – зелень наших лесов.
Ссылка: https://www.sb.by/articles/chto-i-sledovalo-pokazat.html
свернутьВ работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.
Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение.
Поговорка – сложное, короткое — высказывание, которое бытует в народе, но не составляет полной — пословицы.
Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Источник: интернет-ресурсы
Подготовила: заместитель заведующего о основной деятельности Косякова И.Н.
свернуть
Национальные праздники Беларуси
Государственные праздники Беларуси, другие праздничные и памятные дни, отмечаемые в стране...
День Конституции
15 марта 1994 года была принята Конституция независимой Республики Беларусь.
День единения народов Беларуси и России
Главный праздник Союзного государства Беларуси и России отмечается 2 апреля. Именно в этот день в 1996 году Президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о Сообществе Беларуси и России. Через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который лег в основу процессов интеграции двух государств.
День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь
2-е воскресенье мая – День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь.
Праздник посвящен главным символам страны, которые воплощают идеи национального единства и являются важнейшими атрибутами суверенитета и независимости Беларуси.
День Победы
9 мая Беларусь празднует победу над фашизмом в Великой Отечественной войне (Второй мировой). В стране это одна из самых почитаемых дат, так как победа досталась огромной ценой – погиб каждый третий белорус.
Ветераны войны в Беларуси пользуются особым почетом, поэтому торжественные шествия ветеранов – главное праздничное мероприятие Дня Победы. Они проходят по всей стране.
День Независимости
В Беларуси День Независимости – главный государственный праздник. Он отмечается 3 июля – в день освобождения в 1944 году города Минска от немецко-фашистских захватчиков.
Главное мероприятие праздника – торжественный парад. В Минске он проводится на проспекте Победителей и напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Беларуси.
День народного единства
17 сентября отмечается День народного единства.
Праздники и памятные дни в Беларуси
1 января – Новый год
7 января – Рождество Христово (православное)
23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Хотя главные герои этого дня военнослужащие, в Беларуси он считается праздником всех мужчин.
8 Марта – День женщин. Праздник был учрежден вскоре после революции 1917 года. В современной Беларуси 8 Марта является праздником Весны и днем, когда чествуют женщин.
1 Мая – Праздник труда. День труда – один из популярных праздников в Беларуси. В этот день проводится множество концертов и других зрелищных мероприятий. Многие празднуют его, устраивая пикники.
7 ноября – День Октябрьской революции
25 декабря – Рождество Христово (католическое)
Памятные дни
В Беларуси официально установлены памятные дни, в которые принято вспоминать жертв великих трагедий, отдавать дань уважения умершим.
День поминовения умерших (Радуница) – 9-й день после православной Пасхи. В этот день принято посещать кладбища, приводить в порядок могилы родственников и близких людей.
26 апреля – День чернобыльской трагедии
22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа
Народные праздники
Наряду с официальными в Беларуси остаются популярными древние народные праздники, один из которых – Купалье. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Празднование сопровождается народными обрядами, песнями, хороводами. Обязательные атрибуты праздника – ритуальные прыжки через костер и купание.
Календарь праздничных и памятных дней, которые являются нерабочими в Беларуси
1 января – Новый год
7 января – Рождество Христово (православное Рождество)
8 Марта – День женщин
9-й день после православной Пасхи – Радуница
1 Мая – Праздник труд
9 Мая – День Побед
3 июля – День Независимости Республики Беларусии
7 ноября – День Октябрьской революции
25 декабря – Рождество Христово (католическое Рождество)
Ссылка: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/national-holidays
свернуть
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
Как воспитать маленького патриота?
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
- эвристическая среда в детском саду и в семье,
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к само регуляции, само настрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Источник: интернет-ресурсы
Подготовила: заместитель заведующего о основной деятельности Косякова И.Н.
свернуть
Названия картин и авторы:
1. "Даже не снилось. 22 июня 1941", Валентин Папко.
2. "Сыновья", А. и С. Ткачевы.
3. "Возвращение", В. Костецкий.
4. "Душа солдата", Сергей Бессонов.
5. "Играй, мой баян", Г. Гришин.
6. "Моцарт", К. Мирошник и Н. Кургузова-Мирошник.
7. "Сестрица", М. Самсонов.
8. "Боевые подруги", Н.Я. Бут.
9. "С Победой!", Н. Репин.
10. "Мир. Конец войны", Н.Я. Марченко.
Источник: интернет-ресурсы
Подготовила: заместитель заведующего о основной деятельности Косякова И.Н.
свернуть
Дети - герои Великой Отечественной войны
Марат Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Костя Кравчук
11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...
Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.
Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном...
И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.
Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.
11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей замена.
Вася Коробко
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Надя Богданова
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Источник: интернет-ресурсы
Подготовила: заместитель заведующего о основной деятельности Косякова И.Н.
свернуть
Победа будет за нами!
Автор: С. П. Алексеев
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.
Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.
Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.
Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.
Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.
Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.
Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.
В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.
В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.
Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.
Стал он Героем Советского Союза.
Стал дважды Героем Советского Союза.
Стал трижды Героем Советского Союза.
Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.
А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.
Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.
Прошло семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.
Источник: интернет-ресурсы
Подготовила: заместитель заведующего о основной деятельности Косякова И.Н.
свернуть
Дедушкин портрет
В. Туров
Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
- Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!
Источник: интернет-ресурсы
Подготовила: заместитель заведующего о основной деятельности Косякова И.Н.
свернуть
"Современные подходы к организации гражданско-патриотического
воспитания в учреждении дошкольного образования"
свернутьПлан проведения тематического дня в учреждении
дошкольного образован
Тема дня: «День Победы»
Цель: формирование у воспитанников гражданско-патриотических качеств, осознанного отношения к государственному празднику – Дню Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
Содержание работы |
Ответственные |
|
Работа с воспитанниками |
||
Утро
|
|
|
I половина дня |
Утренняя гимнастика «Парад Победы»» Задачи: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине; расширять знания о победе нашей страны в Великой Отечественной войне; формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений; развивать основные физические качества: ловкость, выносливость, быстроту, меткость; воспитывать целеустремленность, настойчивость и чувство товарищества при выполнении коллективных эстафет. Беседа с воспитанниками: «Славный праздник весны – день Победы» Задачи: знакомство с историей праздника День Победы, с его значимостью для молодого поколения, с атрибутами праздника, с историей его проведения. Экскурсия в уголок ВОВ (в учреждении) Задачи: создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. 2. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. 3. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. |
Воспитатели дошкольного образования средних и старших групп,
|
I прогулка |
Целевая экскурсия к мемориальному комплексу в аг. Гатово, возложение цветов к памятнику погибших воинов Задачи: способствовать побуждению интереса воспитанников к культурно-наследию нашего народа, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми. |
Воспитатели дошкольного образования средних и старших групп |
II половина дня |
Праздник для детей «9 мая -День Победы» Задачи: 1.Формировать умения самостоятельного выразительного исполнения песен, танцев. 2.Развивать эмоционально позитивное отношение к музыкальному исполнительству. 3. Воспитывать любовь и уважение к старшим и родному краю. Просмотр видеороликов, посвященных Дню Великой Победы |
Воспитатели дошкольного образования средних и старших групп |
II прогулка |
Подвижные игры на военную тематику: «Полевая кухня», «Захвати знамя» «Передай снаряд» и др. Цель: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости Самостоятельная деятельность воспитанников. |
Воспитатели дошкольного образования средних и старших групп |
вечер |
Конкурс чтецов «Великой Победе посвящается» Задачи: формирование у воспитанников представления о подвиге белорусского народа о Великой Отечественной войне |
Воспитатели дошкольного образования средних и старших групп |
Работа с педагогическими работниками |
||
|
Оформление выставки материалов в помощь педагогам в информационно-методическом кабинете «День Победы» Семинар-практикум «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в дошкольном учреждении» Задачи: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию. |
Заместитель заведующего по основной деятельности
|
Работа с законными представителями воспитанников |
||
|
Выставка совместного творчества рисунков воспитанников и законных представителей «Подвиг народа бессмертен» Задачи: привлечь семьи воспитанников к участию в мероприятиях, посвящённых подготовке и празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Вручение буклетов родителям: «Как рассказать детям о великой Отечественной войне» |
Воспитатели дошкольного образования средних и старших групп, законные представители |
Сценарий праздника для детей старшей группы (5-6 лет)
Программные задачи:
Материал и оборудование: песня «Катюша», музыка Матвей Блантер, слова Михаил Исаковский; песня «День Победы», музыка Давид Тухманов, слова Владимир Харитонов; песня «Принимаю я парад», музыка О.Девочкиной, слова Е. Шкловского; танец «Дети нарисовали» под песню «Человек хороший», слова и музыка Т. Залужной, «Танцевальный Микс №5»; танец «Васiльковае неба», исполняет Алена Ланская, музыка Евгений Олейников, слова Александр Вавилов.
Синие полотна на палочках (по 2 шт. на ребенка), 4 обруча, 10 пластмассовых цилиндра («пули»), 10 кегель, 2 мяча, шнур на концах две палочки.
Действующие лица: Ведущий, дети старшей группы.
Ход праздника
Дети заходят в зал под песню «День Победы».
Ведущий. Дорогие ребята! Через пару дней вся наша страна будет отмечать славный праздник – День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год мы отмечаем этот великий праздник. Пока вы еще, ребята, маленькие, но мы очень хотим, чтобы вы выросли смелыми, сильными людьми, достойными гражданами нашей страны, любящими свою Родину и способными в трудную минуту встать на ее защиту.
Ребенок 1.
Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поем.
И красавицу осень встречаем,
И нарядную елочку ждем.
Но есть праздник один – самый главный.
И его нам приносит весна.
День Победы – торжественный, славный,
Отмечает его вся страна!
Ведущий. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава! Наш сегодняшний концерт мы посвящаем Дню Победы, 9 Мая!
Ребенок 2.
Я знаю от папы, я знаю от деда:
Девятого мая пришла к нам Победа!
Победного дня весь народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал!
Ребенок 3.
Отстоял народ Отчизну,
Шел отважно в грозный бой,
Не жалели люди жизни
Для Отчизны дорогой!
Ребенок 4.
Принесли отцы и деды
Счастье людям всей земли,
Славим в светлый День Победы
Всех, кто в бой великий шли!
Ребенок 5.
Когда приходит День Победы,
Цветут сады, цветут поля.
Когда приходит День Победы –
Весною дышит вся земля!
Ребенок 6.
Когда приходит День Победы,
То раньше солнышко встает.
И, как одна семья большая,
Идет в колоннах весь народ!
Ребенок 7.
Когда приходит День Победы,
Звучат и музыка, и смех,
И, поздравленья принимая,
Мы поздравляем всех!
Танец «Васiльковае неба»
Ведущий. За время войны поэты и композиторы сочинили много хороших задушевных песен, которые любили петь солдаты в часы отдыха. Песня всегда помогала поддержать боевой дух солдат. Артисты приезжали на фронт и выступали перед бойцами, в перерывах между сражениями. Это были песни о Родине, о матерях, о любимом доме.
И сейчас я предлагаю всем присутствующим в этом зале вспомнить песню «Катюша».
Песня «Катюша»
Ведущий. Победа – это мирное небо, мирная жизнь. За то, что мы с вами радуемся, ликуем, смеемся, мы обязаны этим живым и погибшим воинам. В подарок всем присутствующим ребята исполнят танец.
Танец «Дети нарисовали»
Ведущий. Ребята, когда вы подрастете, то пойдете служить в Армию. А каким же должен быть защитник нашей Родины мы сейчас послушаем.
Ребенок 8.
Очень скоро подрастем,
В армию служить пойдем.
Нужно только не лениться,
В школе хорошо учиться,
Спортом надо заниматься,
Смелым, сильным стать стараться.
Ребенок 9.
Надо очень много знать,
Чтоб Отчизну охранять.
В море, в небе и на суше
Грамотный защитник нужен.
Он примером должен быть
И очень Родину любить.
Танец «День победы»
Ведущий.
Пусть будет мир на всей Земле:
«Да» - скажем миру! «Нет» - войне!
А деть наши подрастают
И в веселые игры играют!
Игра «Перенеси патроны»
(4 обруча, 10 овальных пластмассовых цилиндра)
Игра «Кто самый меткий стрелок?»
(сбить кегли шаром)
Игра «Кто быстрее натянет связь»
(шнур, на концах две палочки. Кто быстрее скрутит шнур)
Ведущий. Путь к Великой Победе был трудным, долгим, но героическим. Все люди, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Многие тогда не вернулись домой.
Песня «Принимаю я парад»
Вед. Никто не забыт, ничто не забыто. Давайте сейчас, все присутствующие в этом зале, встанем и почтим минутой молчан6ия память обо всех героях, погибших за мир и счастье на Земле.
Минута молчания
Ведущий. Через века, через года, помните, не забывайте никогда страшные годы войны. На площади Победы, в Минске, в честь победы над фашизмом горит Вечный огонь, чтобы люди не забывали о подвигах наших героев.
Ребенк 10.
Приходят люди к Вечному огню.
Приходят, чтобы низко поклониться
Тем, кто погиб в жестокую войну,
Их подвигами Родина гордится.
Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град,
Не заметут его метель и ветер.
Бессмертен подвиг доблестных солдат.
Несут цветы и взрослые, и дети
Тем, кто стоял за Родину свою,
Чтоб не могла война вновь повториться.
Ребенок 11.
Приходят люди к Вечному огню,
Приходят, чтобы низко поклониться.
Запомним подвиг нашего народа,
Солдат, погибших в огненном бою.
С Победой принесли они свободу,
Спасая мир в жестокую войну.
Ведущий. В честь Дня Победы вечером всегда бывает салют. Многие из вас пойдут его смотреть со своими родителями.
Ветерок весенний веет,
Липы нежно зеленеют –
Все: Это День Победы!
Ведущий.
И цветы несут ребята
Неизвестному солдату –
Все: Это День Победы!
Ведущий.
Звучат песни, не умолкая,
В день 9 мая!
Все: Это День Победы!
Ребенок 12.
Нашей детскою рукою
Мы закроем путь к войне.
Взрослые и дети
Мы за мир на всей Земле!
Звучит песня «День Победы». Все участники концерта выходят из зала.
свернуть
В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания. Соответствующий Указ № 1 от 1 января 2023 года подписал Глава государства Александр Лукашенко.
Ключевыми направлениями в предстоящем году будут совершенствование системы военно-патриотического воспитания населения, продвижение мирных инициатив граждан и общественности, содействие межконфессиональному диалогу, обеспечивающему мир и согласие в белорусском обществе, демонстрация преимуществ белорусской экономической модели в условиях глобальной турбулентности, позиционирование созидательного труда как главного условия развития белорусского государства.
Такая тематика позволит укрепить восприятие Беларуси как островка мира, неоспоримая ценность которого для населения страны является весомым аргументом в достижении согласия по другим важнейшим вопросам общественной жизни. Белорусским ответом на милитаризацию в европейском регионе станет мирный созидательный труд соотечественников. https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-1-ot-1-yanvarya-2023-g
Подготовила: заместитель заведующего о основной деятельности Косякова И.Н.
свернуть
Год исторической памяти 2022
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ об объявлении 2022 года Годом исторической памяти.
Он объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.
Год исторической памяти пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народ, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко.
По словам главы государства, предстоит систематизировать исторические исследования, мемориальные комплексы, определить на перспективу даты, события, личности, которые следует увековечить, внести коррективы в работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи с опорой на факты героических подвигов предков. "Сегодня вся эта работа является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны", - подчеркнул белорусский лидер.
Ссылка: https://edu.gov.by/god-istoricheskoy-pamyati/
свернутьГосударственная символика Республики Беларусь
Республики Беларусь как суверенное государство Республика Беларусь имеет свои государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
Начиная с 1917 года в Беларуси неоднократно менялись Государственный флаг и Государственный герб. Однако, несмотря на имеющиеся отличия, все варианты государственной символики имели схожую основу, что позволяет говорить об их исторической преемственности.
Государственный герб Республики Беларусь
Изображение Государственного герба размещается на зданиях органов власти и ряда государственных учреждений, внутри служебных кабинетов их руководителей, а также на печатях данных органов, на монетах, паспортах граждан Республики Беларусь. Узнать больше
Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений, устанавливается в служебных кабинетах руководителей данных органов, в школах, на избирательных участках, вывешивается во время различных торжественных мероприятий. Узнать больше
Государственный гимн Республики Беларусь
Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий, в том числе при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения им Присяги. Узнать больше
Ссылка: http://surl.li/njzkx
свернуть
22 июня-День памяти и скорби
22 июня - скорбная дата в нашей стране. В этот день 77 лет назад началась самая страшная в истории человечества война. Этот день напоминает нам о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы наше Отечество. 22 июня в лагере дневного пребывания «Дружба» прошли мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби:
В этот день педагоги нашего дошкольного учреждения провели с ребятами беседы о Великой Отечественной войне, рассказали о героизме советских солдат, посетили уголок ВОВ. Затем воспитанники направились в Гатовскую библиотеку, где проходили викторины и беседы на военную тематику. Ребята читали стихи о войне, о подвиге нашего народа, о родной стране, о мире, слушали и исполняли песни военных лет «Катюша», «Победная весна», «Бессмертный полк. В конце мероприятия были зажжены свечи, и все присутствующие почтили минутой молчания тех, кто воевал и отдал свои жизни за нашу свободу.
свернуть
Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
хороводные игры, игры-имитации;
чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
рассматривание семейных фотографий и др.
Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:
этические беседы о городе, родной стране, мире;
экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
знакомство с элементами национальной культуры;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:
по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
свернуть