Рекомендации учителя-дефектолога

Консультация для родителей "НАРУШЕНИЯ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА"

18.09.2024
Автор: Косякова И.Н.
развернуть

НАРУШЕНИЯ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

  • Центральный речевой аппарат: состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.
  • Периферический речевой аппарат: состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного: выдох намного длиннее вдоха, а число вдохов в момент речи вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. В момент речи голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. При фонации происходят колебания голосовых складок, в ходе чего движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Артикуляционный аппарат включает:

  • гортань,
  • голосовые складки,
  • язык,
  • мягкое и твердое нёбо,
  • зубы верхней и нижней челюсти,
  • губы,
  • носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа),
  • резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении (в т.ч. для произнесения звуков).

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвиж­ные органы речи. Артикуляция свя­зана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель­ных, глотательных, мимических. Движения органов артикуляции должны осуществляться осуществляются настолько точно, чтобы в результате возникали определенные звуки речи и формировалась устная речь.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата 

Нарушения в строении артикуляционного аппарата могут приводить к возникновению нарушений речи, дыхания, работы органов пищеварения и др. Какие могут быть нарушения в строении органов артикуляции?

  • В строении языка:
  • короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;
  • слишком маленький язык;
  • слишком большой язык.

короткая уздечка языка

  • В строении мягкого и твердого нёба:
  • слишком низкое твёрдое нёбо;
  • слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
  • расщелины мягкого и твёрдого нёба.
  • В строении губ:
  • расщелина верхней губы
  • недоразвитие губ.
  • В строении зубов

Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей. Прикус - это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях).

Виды нарушений прикуса:

  1. Прогнатия (дистальный прикус). Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад.

При этом зубы не контактируют между собой, а между ними при смыкании образуется пространство с выходом вниз.

  1. Прогения (мезиальный прикус). Наблюдается, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыкании между ними образуется щель.
  2. Открытый прикус – возникает пространство между передними верхними и нижними зубами. При этом боковые зубы своими поверхностями не контактируют между собой.
  3. Прямой прикус – зубы находятся абсолютно симметрично и контактируют между собой по всей длине зубного ряда.
  4. Открытый боковой прикус – боковые зубы имеют определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут иметь нормальное соотношение.
  5. Глубокий прикус – опускание верхней челюсти вниз, при этом наблюдается контакт внутренней поверхности зубов верхней челюсти и наружными поверхностями зубов наружной челюсти.
  6. Перекрестный прикус

прямой прикус

Нарушения в строении артикуляционных органов по-разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи.

     Нарушения в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном произнесении которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 - 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса,  отсутствие передних зубов  лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» («хлюпающее») произношение многих речевых звуков.

    Короткая уздечка языка, слишком высокое твердое небо чаще всего приводит к неправильному произношению звуков [Р], [Рь], [Л], [Ль], [Т], [Д], [Н], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], поскольку для правильного произношения этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка.

     Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков (У, О, Б, П, М и др.) и часто негативно влияет на внятность речи в целом. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.

Исправление нарушений звукопроизношения при нарушениях строения артикуляционного аппарата 

Для того, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, необходимо компенсировать имеющиеся недостатки. Для этого необходима слаженная работа учителя-логопеда, детского стоматолога, врача-ортодонта, врача-остеопата, врача-отоларинголога, миофункционального терапевта, врача-кинезиолога. Своевременное хирургическое лечение (пластика уздечки языка), ортодонтическое лечение (вестибулярные платинки и трейнеры в молочном и сменном прикусе) и миофункциональная коррекция станет фундаментом не только правильного произношения, но и полноценного носового дыхания, пережевывания пищи и глотания.

Без комплексного воздействия (педагогического и медицинского) исправление нарушений звукопроизношения (при нарушениях в строении артикуляционного аппарата) в большинстве случаев значительно затруднено, а иногда – невозможно.

Составитель:

учитель-дефектолог Прохоренко О.Г.

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей "Когда следует обратиться к дефектологу"

06.09.2024
Автор: косякова И.Н.
развернуть

Консультация для родителей "Последовательность появления звуков в речи ребенка"

02.09.2024
Автор: Косякова И.Н.
развернуть